Королевская Миля (англ. The Royal Mile) — череда улиц в центре Эдинбурга (Шотландия), одна из главных достопримечательностей города. Протяженность Королевской Мили составляет одну шотландскую милю, которая длиннее британской примерно на 200 м (всего около 1,8 км). Она начинается у Эдинбургского замка и спускается вниз к Холирудскому дворцу.
История
История Королевской Мили берёт начало в первой половине XII века, когда король Шотландии Давид I обосновался в крепости на Замковой скале, которую он приказал перестроить в Эдинбургский замок. Король предоставил поселению у подножия замка права на торговлю, и на Lawnmarket раскинулся открытый рынок. Затем Давид распорядился о сооружении Хай-стрит, называвшейся в те времена Via Regis (букв. «Королевский путь»), от которой предположительно и возникло название «Королевская Миля».
Деревянные здания вдоль Королевской Мили обычно называли в честь владельцев, и эта традиция сохранилась и в более поздних постройках. Между домами образовывались тупики и внутренние дворы, в которых также разводили домашний скот. В середине XVI века средневековые постройки были сожжены англичанами во время англо-шотландского конфликта. Английский король Генрих VIII приказал восстановить дома, поскольку он хотел добиться от шотландцев разрешения на женитьбу своего сына на Марии Стюарт. Новые здания, построенные около 1591 года, были выполнены главным образом из камня, но в них по-прежнему были плохие санитарные условия, несмотря на то, что на Кэнонгейт обосновалась знать в роскошных особняках с красивыми садами.
В середине XVII века жилищные условия стали критическими — Старый город был переполнен, на Королевской Миле проживали около 70 тыс. человек. Некоторые здания достигали 14 этажей, в одном блоке могли проживать до 300 человек, иногда делившие одну комнату на 10-х. С расширением Эдинбурга и постройкой Нового города в XVIII веке эту проблему сумели разрешить. Также с 1865 года произошли некоторые преобразования и на Королевской Миле: лорд-провост Уильям Чамберс соорудил новые просторные дома на Блэкфрайарс-стрит и Сэнт-Марис-стрит. Олд-Уэст-Боу была снесена, а с помощью Кокбёрн-стрит «прорубили» подъезд к вокзалу Уэверли. Работы были продолжены в 1880-х годах градостроителем и биологом Патриком Геддесом, который перестроил район Кэнонгейт и искусственный холм Маунд. Он конструировал внутренние дворы и сады по планам, напоминавшим о Королевской Миле 500 лет назад.