Музей украинской домашней иконы XVII—XX вв. является частью историко-культурного комплекса «Замок Радомысль», находящегося в городе Радомышль (Житомирская область, Украина). Это первый и единственный на Украине и во всем мире, музей подобного типа. Это также крупнейший музей икон в Восточной Европе, а его экспозиция предметов христианского искусства «Душа Украины» — крупнейшая христианская экспозиция в стране.Музей Украинской домашней иконы. Фрагмент экспозиции. Обрядовый зал
В основе музейного фонда — личная коллекция домашних икон, собранных известным украинским врачом и общественным деятелем, доктором Ольгой Богомолец. Сейчас фонд насчитывает до 5 тысяч единиц хранения из разных уголков Украины — Киевской области, Слобожанщины, Подолья, Волыни, Полесья, Сиверщины, Крыма, Буковины, Галичины, Закарпатья, Запорожья. Иконы, представленные в экспозиции Музея, несут на себе специфические черты региональных традиций украинской иконописи. Среди них не только православные, но и католические и унийные иконы.
Собственно ради Музея украинской домашней иконы и создавался весь историко-культурный комплекс в Радомышле, когда перед Ольгой Богомолец стал вопрос о поиске помещения для ее коллекции. По замыслу хозяйки коллекции, собранные нею иконы должны быть таким образом возвращены людям и тем самым способствовать возвращению их исторической памяти.
Первую икону для своей коллекции (лик Иисуса Христа) Ольга Богомолец купила всего за 1 гривну весной 1997 года на одном из «блошиных рынков» Сенного базара в Киеве. В дальнейшем коллекция пополнялась из разных источников. Многие из икон, так же как и первая, были куплены на барахолках, «толчках» и «блошиных рынках». По словам Ольги Богомолец, это были «иконы-сироты». Некоторые из икон были подарены.
Образы, собранные в коллекции Музея украинской домашних икон, написаны как профессиональными мастерами, так и талантливыми любителями из простонародья. Все они в разной степени владели техникой рисования. Однако их творение ценные, прежде всего, тем, что дают нам недогматическое, живое народное видение невидимого, духовного мира. Иногда народные художники использовали для своих картин сюжеты не только библейские или евангельские, но и украинской народной христианской мифологии.
Музей украинской домашней иконы. Фрагмент экспозиции. Украинские домашние иконостасы и предметы быта
Экспонируются также «семейные» иконостасы, написаны на огромных длинных полотнах. На них изображали, рядом с Иисусом, Девой Марией и Николаем Чудотворцем лики святых, чьи имена носили жители дома. По тому, какие святые были нарисованы, можно было узнать, как звали хозяев дома, где икона находилась.
Уникальной достопримечательностью музея является каменная икона святого Николая Чудотворца. Каменные иконы — явление довольно редкое, на Украине их сохранилось очень мало. Распространены они были в Х-ХIII вв. во времена Киевской Руси и еще в XVI веке использовались для богослужений.
Особое место занимают в коллекции иконы святого Юстиниана. Они изображают старца, который держит в руках спеленанное дитя перед образом Богородицы. К святому Юстиниану (или Устимиану) обращались, чтобы научил детей разуму. А еще он был заступником детей, умерших при рождении, которые не успели принять крещение. Осиротевшие родители верили, что святой Юстиниан заступится за этих детей и их души попадут в рай.
Есть в музее лики, которые хранят на себе отпечаток времен воинствующего атеизма. Среди них — простреленная икона Архистратига Михаила, святой Пантелеймон с выколотыми глазами, сундук, сделанный из обезглавленных образов, ставни, сделанные из распиленного надвое образа Святого Николая и многие другие. Некоторые иконы были извлечены их бывшими владельцами из пламени, куда их бросили комсомольцы. «Следы надругательств на иконах — не менее значимы, чем виртуозно выписанные детали, — считает Ольга Богомолец. — Поэтому по совету специалистов было решено: реставрировать — по минимуму, только осторожная очистка, консервация и фиксация».
В музейных фондах «Замка Радомысль» находится также богатая коллекция предметов старинного украинского быта, среди них — семейные сундуки, домашняя утварь (утюги, прялки, плетеные непроницаемые емкости для воды и т. п.), казацкие лодки XVII—XVIII вв.
Украинские искусствоведы сравнительно недавно обратили внимание на домашнюю икону как на уникальное явление национальной культуры. Произошло это благодаря Ольге Богомолец, которая собственно и ввела в научный оборот термин «домашняя икона». Ее исследования народной иконописи признаны специалистами-искусствоведами.
Ольга Богомолец неоднократно устраивала выставки своей коллекции в столице Украины (в Национальном музее российского искусства, в Украинском доме (во время визита Вселенского патриарха Варфоломея), в музее Тараса Шевченко, в арт-холле «Кайрос») и других городах Украины. Несколько раз выступала с лекциями о домашних иконах в украинских вузах — в том числе и в таком престижном, как Национальный университет «Киево-Могилянская академия».